Сущность и предмет международного гуманитарного права
В силу своего географического положения и своей исторической судьбы Россия, безусловно, оказывала и будет оказывать влияние на ход развития человечества. Решая вопросы обеспечения собственной безопасности, она вносит свой вклад в безопасность всей планеты, о чем свидетельствуют обязательства, принятые Российской Федерацией и ее Вооруженными Силами. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, Россия несет ответственность за поддержание мира на планете. В этой связи следует подчеркнуть важную роль, которую наша страна призвана сыграть в осуществлении норм МГП.
Призрак новой мировой войны отошел в прошлое, но говорить о прочных гарантиях мира и безопасности для народов Земли пока еще преждевременно. Более 30 вооруженных конфликтов ежегодно - вот реальная статистика конфликтогенности последних лет XX в.
На всем протяжении истории сменяющие друг друга цивилизации неизменно старались ограничить насилие, особенно в период вооруженных столкновений. Длительное время речь шла о соблюдении обычных норм на поле брани, и лишь в середине XX в. началась кодификация этих норм посредством заключения договоров, что позволило уточнить и закрепить их содержание. Война стала превращаться из политического явления и акта вооруженной борьбы в юридический процесс, в котором нормы права все больше определяют способ ее ведения, характер и тем самым создают предпосылки для обеспечения мира. МГП концентрирует внимание на формальном регулировании войны (регламентация начала и окончания военных действий, прав и обязанностей воюющих сторон), т.е. на проблемах, возникающих вслед за вопросом относительно субъективного права прибегать к войне, и не касается причин, мотивов и целей вооруженного насилия.
В науке международного права до сих пор нет единого понятия, определяющего отрасль права, регулирующего ведение вооруженной борьбы. Среди ученых отсутствует единство мнений относительно содержания и места этой отрасли в системе современного международного права. Для ее обозначения наиболее часто применяются термины "право войны", "право вооруженных конфликтов", "законы и обычаи войны", "правила ведения вооруженной борьбы", "международное гуманитарное право". Проблема унификации терминов не относится к разряду второстепенных. Ее решение важно как для теории, так и для практики.
Термин "право войны", используемый такими учеными, как Ф. Бербер, А. Фердросс и др., уже в своей основе содержит противоречие, так как война предполагает применение силы, а право ее отрицает, олицетворяя собой справедливость. К тому же эти авторы под "войной" понимали вооруженную борьбу лишь между государствами. Введение в употребление Д. Шиндлером и И.Н. Арцибасовым термина "право вооруженных конфликтов" призвано было адаптировать "право войны" к современным международным отношениям, поставившим войну вне закона. Новый термин предназначался для регулирования любого вооруженного конфликта, однако не нашел широкой поддержки среди ученых. Л.И. Савинский предлагал именовать данную отрасль "международным правом и вооруженными конфликтами", включив в нее "право предотвращения войны", "право запрещения войны" и "право вооруженных конфликтов". Однако "право предотвращения войны" и "право запрещения войны" рассматриваются доктриной как самостоятельная отрасль международного права ("право международной безопасности"). Термин "законы и обычаи войны", используемый Л. Оппенгеймом, не вполне корректен, поскольку в международном праве законы отсутствуют, а употребление лишь термина "обычаи войны" означало бы отрицание наличия конвенционных норм. Термин "правила ведения вооруженной борьбы" сужает предмет правового регулирования этой отрасли международного права, поскольку уже предполагает начало такой борьбы, а указание на "правила" говорит о наличии комплекса исключительно технических норм. Этот термин не охватывает правоотношения, которые возникают в связи с такой борьбой. Вместе с тем представляется важным, что совокупность принципов и норм, устанавливающих правила ведения вооруженной борьбы, привела к формированию самостоятельной отрасли международного публичного права. И это положение в настоящее время никем не оспаривается.
Термин "международное гуманитарное право" наиболее полно и четко отражает суть проблемы. Он нашел широкое применение в документах ООН, Международного Комитета Красного Креста (МККК). Международное гуманитарное право представляет собой самостоятельную отрасль международного публичного права.
Международное гуманитарное право - это совокупность конвенционных и обычных норм, регулирующих отношения между участвующими в вооруженном конфликте и затронутыми им субъектами международного права по поводу применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, защиты раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, а также устанавливающих ответственность государств и отдельных лиц за нарушение этих норм.
МГП содержит более 80 международных договоров, деклараций и иных нормативных актов, в которых сформулированы вопросы отношений, связанных с подготовкой и ведением операций (боевых действий), международно-правовые обязательства, ответственность государств и физических лиц.
Специфическим предметом регулирования МГП являются как отношения между субъектами в период вооруженной борьбы (средства, способы ведения войны и т.д.), так и их отношения в связи с такой борьбой (режим раненых, военнопленных, заключение соглашений о перемирии, подписание мирных договоров и т.д.). Эти отношения возникают между воюющими сторонами во время войны, международного и немеждународного вооруженных конфликтов.
Под методом функционирования МГП следует понимать совокупность принципов, способов, средств, характерных для реализации образующих его норм.
Специально-правовой метод предполагает применение специфически-правовых средств воздействия на международные отношения. Этот метод носит координационно-властный характер. Его главными элементами являются: определение круга субъектов и их правового статуса; установление границ регулируемых отношений, сферы действия МГП; создание юридических норм, порождающих права и обязанности (т.е. международно-правовые отношения) для субъектов международного права; процесс осуществления МГП; выработка мер правовой защиты, создание юридических средств обеспечения выполнения МГП; 6) международно-правовое принуждение.
Организационно-правовой метод состоит в принятии организационных мер по реализации норм МГП как внутри государств, так и в международных отношениях. Международный аспект организационно-правового метода включает формы взаимодействия государств (переговоры, консультации, совещания) и формы деятельности различных органов, призванных содействовать реализации договоров (смешанные комиссии, международные организации). Внутригосударственный аспект обусловлен тем, что в выполнение международных обязательств вовлекается широкий круг государственных органов, организаций, физических и юридических лиц, поскольку "подавляющее большинство международно-правовых норм реализуется через национальный организационно-правовой механизм". Эта деятельность регулируется внутригосударственным правом, в котором растет число актов, посвященных выполнению международных обязательств.
Методом правового регулирования МГП является установление правил поведения сторон путем согласования их воль и закрепление их в международном договоре. Специфика МГП состоит в том, что оно регулирует конкретную область межгосударственных отношений, а не все эти отношения в целом. Оно закрепляет в своих нормах приемы, правила практических действий субъектов, наконец, имеет временные ограничения, т.е. действует в период вооруженной борьбы, а после ее окончания в отношениях между воевавшими ранее субъектами должны, как правило, устанавливаться мирные отношения, регулируемые принципами и нормами других отраслей международного права. Нормы об ответственности сторон, о заключении перемирия, мирного договора сохраняют свою силу и после войны.
Похожие работы:
- Сущность и предмет международного гуманитарного права
В силу своего географического положения и своей исторической судьбы Россия, безусловно, оказывала и будет оказывать влияние на ход развития человечества. Решая вопросы обеспечения собственной безопасн...
- Принципы международного гуманитарного права
Современное международное гуманитарное право представляет собой развитую, стройную систему взаимосвязанных и взаимосогласованных юридических правил деятельности субъектов международного права в период...
- Источники и система международного гуманитарного права
Статья 38.1 Статута Международного Суда, которая широко признана в качестве перечня источников международного права, гласит: "Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международног...
- Понятие и сущность международного права
В литературе выделяют два типа правовых систем - международное право и внутреннее право государств. Они существуют независимо друг от друга, имеют как общие черты, так и специфические, присущие им как...
- Понятие и сущность международного права
В литературе выделяют два типа правовых систем - международное право и внутреннее право государств. Они существуют независимо друг от друга, имеют как общие черты, так и специфические, присущие им как...